Подготовка к егэ с репетитором 

Ожидания и реальность. Типичные ошибки при выборе репетитора.

Как подготовиться к ЕГЭ на высокие баллы? Как правильно выбрать репетитора для подготовки к ЕГЭ? Любой ли репетитор может научить предмету? Сколько стоит заниматься у хорошего преподавателя? Все эти вопросы мучают школьников и их родителей в начале одиннадцатого класса. В этой статье я постараюсь пролить свет на процесс подготовки к ЕГЭ и отмечу детали, на которые необходимо обращать внимание при выборе наставника.
Подготовка к ЕГЭ – сложный, но очень важный этап в жизни каждого ученика. Реалии таковы, что подготовиться к ЕГЭ на высокий балл, посещая только общеобразовательную школу, практически невозможно. В то же время плохая подготовка и как следствие - низкие баллы за экзамен могут сильно повлиять на дальнейшую карьеру абитуриента. Топовые ВУЗы хотя в коммерческих целях и принимают на платное обучение поступающих с невысокими результатами, отчисляют их в течение первого учебного года. Поступление в ВУЗ так называемого «второго эшелона» грозит проблемами с трудоустройством в будущем. Поэтому одиннадцатиклассникам действительно стоит напрячься и серьезно отнестись к подготовке к ЕГЭ.
Как и в любой масштабной отрасли рынок подготовки к ЕГЭ кишит предложениями. Сегодня популярно и доходно готовить к выпускным экзаменам, этим занимаются все, начиная от студентов и специалистов, переквалифицировавшихся в преподаватели с целью заработка из других профессиональных сфер, заканчивая высококлассными профессорами ВУЗов. Однако далеко не все названные преподаватели в совершенстве владеют требуемым объемом материала, знают критерии проверки экзаменационных работ, а также могут доступно, на понятном для школьника языке, объяснить материал. Очень часто от родителей, обратившихся ко мне учеников, я слышу рассказы о репетиторах, которые на занятиях не делают акцент на заданиях ЕГЭ, а просто «развивают знания по предмету» или «подряд решают варианты из сборников». Такое бывает сплошь и рядом. Расскажу несколько реальных историй, с которыми мне пришлось столкнуться в процессе работы.
Все опытные репетиторы знают, что есть две «горячие» поры набора учеников: в сентябре, когда все входят в учебный процесс и в январе-феврале, когда происходит отток учеников от некачественных преподавателей. И хотя лично я не имею возможности брать на занятия учеников зимой, родители некоторых одиннадцатиклассников, понимающие что ребенка надо срочно спасать и готовить к ЕГЭ в экстренном режиме, находят мой телефон и очень просят что-то придумать и как-нибудь им помочь. Так было и прошлой зимой. Ко мне обратилась мама ученицы К.., которая упорно не преодолевала порог по профильной математике. Мама девочки сказала, что они занимаются подготовкой к ЕГЭ с частным преподавателем уже два года, репетитор их в целом устраивает, вроде объясняет все, что не понятно, но тест на проходной балл К... написать никак не может. Я согласилась протестировать девочку. На пробном занятии выяснилось, что репетитор не давал никаких задач из открытого банка ЕГЭ, готовились к экзамену они по книжке, где подряд даны несколько однотипных вариантов, а домашнее задание состояло с самостоятельного обзора нескольких тем и выбора неясных для ученицы задач, которые должны были уже вместе разбираться на следующем уроке. После услышанного сказать, что я была в шоке – ничего не сказать! Возможно, подобная методика преподавания подходит для учеников средней школы, когда нужно просто подтянуться по предмету, но она категорически не подходит для подготовки к ЕГЭ! Девочке, которой очень нелегко давалась математика и которую нужно было готовить именно к формату ЕГЭ, а не просто проходить все темы школьного курса математики подряд, оставалось всего 4 месяца подготовки к экзамену! Этого катастрофически мало! Мама К... очень просила помочь им, обещала, что дочка будет стараться и согласилась на любые условия занятий. Мне стало по-человечески жаль очень старательную и трудолюбивую девочку и я направила К... к своей коллеге, у которой было одно свободное место в мини-группе, обещая постоянно контролировать процесс занятий. Преподаватель делала все, что могла, но многое тут зависело от ученицы. К... занималась 3-4 раза в неделю, очень трудилась и в итоге получила на экзамене 62 балла. Это конечно не 90 или 100 баллов, но для человека, не обладающего выдающимися математическими способностями и начавшего по-настоящему готовиться к ЕГЭ за 4 месяца – это очень достойный результат!
Сегодня, когда реклама стала двигателем продаж, многие репетиторы и курсы, зная это, выдвигают лозунги: «готовлю на 100 баллов» или «средний балл на ЕГЭ по математике выпускников наших курсов 86»! Читая подобные афиши, мне, как опытному репетитору, смешно. Будучи человеком доверчивым, раньше я думала, что действительно кто-то готовит очень хорошо и прямо с 0 за год сделает из ребенка гения в изучаемом предмете. Так было, пока мне не довелось один учебный год посотрудничать с известным и разрекламированным московским репетитором, набиравшим свой учебный класс. Родителям на первом занятии говорилось, что ребенок сдаст экзамен за 90, что все ученики у данного педагога пишут экзамен на отлично , и что по-другому просто быть не может. Воодушевленные мамы с энтузиазмом платили деньги. Помимо весьма солидной ежемесячной платы за уроки в течение года педагог навязывала дополнительные платные курсы, на которых якобы она собиралась «раскрывать секреты» и «обучать тайным методам» решения задач. Дети, которые к середине года понимали, что сдать ЕГЭ очень и очень непросто, покупались на мысль о волшебной палочке, которая за час занятий научит их целой науке и просили родителей платить еще и еще. Я не могу сказать, сдал ли кто-то ЕГЭ после всего этого «волшебства» на высокий балл, знаю, что группа ребят, к которой я имела доступ и которой в итоге старалась помочь, сдала ЕГЭ весьма средне в диапазоне от 56 до 78 баллов. Само по себе это не удивительно, 60-70 баллов -нормальный средний балл обычного хорошиста общеобразовательной школы. Поразило меня другое: на сайте репетитора через неделю после экзамена появились липовые отзывы от восторженных учеников моей группы с сильно завышенными баллами. Тут-то мне стало понятен «секрет успеха» и средний балл – 90... Хочется сказать таким преподавателям: нельзя так! Имейте совесть и не вешайте лапшу на уши ученикам и родителям, которые пока не знают цены каждого балла на экзамене! Лучше ставьте перед ребятами реальные задачи, объясняйте, что надо заниматься и пусть они получат свои заслуженные 75-80, а не будут все лето после экзамена ходить с нервным расстройством из-за невыполненных и немаловажно, что изначально нереальных обещаний. Но вряд ли избалованные репетиторы станут честными и станут поступать по совести. Поэтому, не давайте себя обмануть.
Последняя история приключилась с моей коллегой – преподавателем обществознания. В феврале к ней пришла ученица, сбежавшая от предыдущего репетитора. Хотя «пришла» - не совсем верное слово. Девочку с большим усилием привела мама и попросила помочь. Девочка плакала, отказывалась изучать предмет, хотела писать отказ от экзамена. После долгих разговоров, моя коллега выяснила, что прошлый репетитор морально давил на ученицу, требовал заучивать наизусть огромные объемы материала, за любую ошибку унижал ее и говорил, что экзамен она не сдаст. За все эссе выставлял 0 баллов без каких-либо конкретных замечаний, да и вообще письменные задания проверял неохотно, как бы «с барского плеча», говоря, что не обязан тратить свое свободное неоплачиваемое время на проверку домашних заданий. После продолжительных разговоров и убеждений девочка согласилась продолжить готовиться к ЕГЭ и решила все же сдать экзамен. Процесс шел нелегко, но в результате на экзамене ученица получила 76 баллов. В этой ситуации не хочется демонизировать первого репетитора, спускать на него всех собак. Возможно, девочка не была очень способным и сообразительным учеником, может быть преподаватель хотел ее подстегнуть, простимулировать к саморазвитию, но по факту ученице была нанесена тяжелейшая психологическая травма и только благодаря грамотная работе, всесторонней поддержке и правильному настрою моей коллеги девочка восстановилась и успешно сдала экзамен.
Как же не ошибиться при выборе репетитора и не наткнуться на низко профессионального специалиста? Предлагаю вам руководствоваться рядом критериев, по которым стоит подбирать педагога:
1. Если Вы подбираете преподавателя через друзей и знакомых, обязательно уточняйте, откуда они знают педагога, готовит ли он к ЕГЭ, где работает специалист. Спрашивайте, на какой балл сдал ЕГЭ ваш знакомый. Если балл невысокий, а репетитор занимается в основном с учениками средней школы, а потом просто соглашается доводить их до ЕГЭ – такой специалист Вам вероятнее всего не подходит! Для ЕГЭ нужны преподаватели, специализирующиеся именно на этом экзамене.
2. Если вы решили подбирать педагога через сайт, внимательно читайте отзывы о предлагаемых преподавателях, об их опыте работы. Убедитесь, что предложенный репетитор не просто знает предмет, а разбирается в структуре экзамена, то есть знает «сколько стоит» каждое задание и сколько баллов снимают за ошибки. Другими словами, важно, чтобы репетитор точно знал, какой максимальный балл и в соответствии с какими критериями выставляется за каждое задание. Знание критериев – один из ключевых моментов в итоговом результате, так как критерии проверки экзаменационных работ очень часто меняются и преподаватель обязательно должен знать все нововведения и предупреждать выпускника обо всех изменениях.
3. Не просто читайте отзывы, а старайтесь их проверить. Отдавайте предпочтения репетиторам, собирающим отзывы и благодарности учеников в общедоступных социальных сетях! Выбирайте репетитора, публикующего результаты всех своих учеников, а не только заоблачный средний балл. Не сомневайтесь, что для хорошего преподавателя честь – рассказать о результатах своей работы, а для алчного главная задача – опубликовать балл повыше!
4. При знакомстве с репетитором на ознакомительное первое занятие лучше пойти вдвоем: ученик + родитель. На уроке не бойтесь спросить преподавателя о том, как именно он собирается готовить к экзамену, есть ли какая-либо программа, на какие результаты вы можете рассчитывать. Хороший репетитор сразу определит ваш реальный уровень и обозначит ваши возможности. Так же педагог должен представить вам план подготовки: что планируется сделать в первый месяц, что во второй, как будет отслеживаться прогресс. Если репетитор не смог конкретно ответить на поставленные вопросы, то он вам не подходит!
5. Ориентируйтесь на стоимость занятий у преподавателя. Качественные и знающие специалисты ценят себя и стоят дорого. Не надейтесь на хорошие результаты, занимаясь у преподавателя «по демократичным ценам». Для ориентира приведу расценки на индивидуальные занятия по подготовке к ЕГЭ по Москве: урок, продолжительностью 90 минут со студентом обойдется в 2000 тысячи рублей, такое же по длительности занятие будет стоить у грамотного репетитора около 3000-3500 рублей , занятие с экспертом ЕГЭ обойдется в 5000-6000 рублей.
6. Убедитесь, что в процессе обучения не будет никаких дополнительных поборов: ни дополнительных и внеплановых занятий, ни курсов с секретами, ни обязательной дополнительной платной литературы. В противном случае стоимость занятий может сильно превысить изначально запланированный бюджет.
Итак, подготовка к ЕГЭ – важный и очень ответственный этап в жизни каждого выпускника. Внимательно отнеситесь к выбору специалистов, которые помогут вам подготовиться к этому жизненному испытанию. Имейте ввиду, что репетиторы часто оказываются не самым эффективным способом подготовки к экзамену, обязательно рассмотрите учебные курсы подготовки к ЕГЭ: цены на них гораздо демократичнее, эффективность выше, а качество работы преподавателей контролируется не только учениками, но и руководителями образовательных центров!
Желаю Вам удачи при подготовке! Интересного учебного года и высоких результатов на ЕГЭ!
Руководитель образовательного центра «ЕГЭ-Сфера»
Ермилова Ирина Сергеевна
©  2015 ege-sphere.ru
­­­­